Учим ребенка самостоятельности

Нередко родители детей различного возраста жалуются, что их ребенок совершенно не проявляет самостоятельность, слишком зависит от родителей. На первый взгляд причина этого неясна, хотя если посмотреть на ситуацию более глубоко, то станет ясно, что эту несамостоятельность закладывают сами родители.

Учим ребенка самостоятельности

Учим ребенка самостоятельности

Основы формирования самостоятельности

Итак, с чего же все начинается? По мере взросления ребенка, у него начинает проявляться самостоятельность, активная позиция по отношению к окружающему миру. Часто родители, основываясь на собственных страхах, ограничивают детскую свободу, тем самым мешая проявлениям самостоятельности. Например, в возрасте примерно трех лет, ребенок пытается самостоятельно одеваться. Не у каждого родителя хватает терпения подождать, пока ребенок оденется, а потом только поправить что-то. Как правило, идет опережение действия ребенка с целью ускорения процесса. Или другой пример, характерный для ребенка более старшего возраста, когда на просьбы родителей разрешить ему сделать что-либо самостоятельно, он встречает решительный отказ или критику в адрес его заведомо неправильных действий.

В результате у ребенка в подсознании четко формируется установка, что он сам ничего не может, у него ничего не получится. К сожалению, такие установки нередко переносятся во взрослую жизнь.

Работа над формированием самостоятельности

Зная механизм действия данной ситуации характерных ошибок можно избежать. Поощрять самостоятельность ребенка в разумных пределах следует с младшего возраста. Основной возраст формирования самостоятельности – около трех лет, совпадает со вторым психологическим кризисом в жизни ребенка. Именно в этот период родителям нужно набраться терпения и сделать первые шаги для развития самостоятельности ребенка. Необходимо терпеливо обучать его основам самостоятельности, доступным для его возраста.

Следующий этап развития самостоятельности ребенка – обучение его общению с взрослыми. Необходимо включать в сферу общения ребенка разных взрослых и сверстников. Это могут быть родственники, друзья и т. д. Это поможет ребенку легче находить общий язык с окружающими, преодолеть стеснение. Повышение уровня коммуникабельности поможет ребенку адаптироваться в садике, школе и в общении с окружающими.

Приучить ребенка к самостоятельности поможет его активное участие в выполнении домашних дел: помощь в уборке, готовке и т. д. Полезно, чтобы у ребенка были свои обязанности, выполнение которых важно и заметно в семье. По мере взросления важно позволять ребенку самому ходить в магазин, причем покупки делать не только по списку, но и оставлять ему свободу выбора в отношении одного или нескольких наиболее простых продуктов.

Развитие самостоятельности с детского возраста, безусловно, полезно для дальнейшей жизни ребенка, однако не следует забывать о похвале за выполняемые действия. Ребенок должен знать, что его действия получают одобрение от родителей и что он все делает правильно. Именно такой подход позволит сформировать гармоничную самостоятельную личность.

Добавить комментарий

Рейтинг@Mail.ru