Ребенок прогуливать школу

Как мотивировать ребенка не прогуливать школу? Отсутствие у ребенка желания ходить в школу — настоящая проблема, с которой не редко сталкивают и родители, и учителя. Как же ее решить? Как избежать прогуляних уроков, которые могут обернуться плохими оценками и низким уровнем образования в целом? Ответ на этот вопрос, кажется, лежит на поверхности. Мол, стоит просто предложить ребенку вознаграждение за посещение школы, и количество пропусков резко упадет. Но недавнее исследование Гонконгского университета науки и техники убеждает в том, что подобные практики стимулирования могут принести значительно больше вреда, чем пользы.

В исследовании приняли участие 799 третьеклассников — преимущественно 9-летних учеников и учениц нескольких десятков одноклассных школ (single-classroom schools) из беднейших районов индийского города Ахмедабад, которыми руководит некоммерческая организация Gyan Shala.
Программа Гьян Шала является бесплатной и имеет репутацию такого, что предлагает качественное образование, хорошо учит языку, математике и естественным наукам. Однако, посещаемость в их школах не лучше, чем в среднем по региону. Поэтому ежедневно около четверти учащихся отсутствовали. В администрации Гьян Шала убеждены, что многие дети отдают предпочтение тому, чтобы не пойти на занятия и играть, если, скажем, это праздничный день, или брат или сестра посещает другую школу, осталась дома, или просто потому, что нет настроения для учебы.
Таким образом, исследователи предложили детям примерно с половины всех классов в течение 38 дней не прогуливать школу минимум 32 дня — то есть 85% — и получить за это специальный подарок: два карандаша и резинку. «Конечно, два карандаша и ластик — звучит так, будто это не так уж и много. И, конечно, дети могли бы их получить в любой другой способ. Однако, такие предметы весьма ценные в тех бедных районах, где живут эти дети» — отмечает Суджата Вісарія, соавтор исследования и экономист Гонконгского университета науки и техники.
Кроме того, сами резинки были не совсем обычные. «Мы потратили немало времени, пытаясь сделать так, чтобы их награда была особенной», — говорит Суджата. «Чтобы это была не простая серая резинка, а что-то яркое в форме зверушки».

Перед стартом проекта, дети могли осмотреть образцы резинок и перспектива выиграть приз, конечно, вызвала у них интерес. В течение 38 дней ученики почти в два раза чаще посещали занятия. Особенно заметным эффект был среди детей, уровень посещаемости которых был низким до начала программы, — они начали ходить в школу в 2,3 раза чаще. Для сравнения, дети, уровень посещаемости который был ранее самым высоким среди других, также улучшили свои показатели, но всего на 1,8.

После того, как программа стимулирования завершилась, дети с более низким уровнем начальной посещаемости стали склонными к тому, чтобы чувствовать себя менее уверенными в собственных умственных способностях, чем раньше.
И сперва всего, по словам Вісарії, происходило вполне логично. Как экономист, она ожидала, что программа вознаграждений будет эффективной для детей, которые ранее не имели внутренне мотивации посещать школу — например, классные развлечения. После 38 дней, детям, которым удалось пройти это испытание, на специальной церемонии вручили награды. Впоследствии исследователи проверили детей еще два раза. И тогда поняли, что все происходит довольно неожиданно.

Исследователи рассмотрели три различные категории:

Дети, посещаемость которых была самой высокой в классе перед программой вознаграждений. Они вернулись к своему первоначальному уровню посещаемости.

Дети, которые имели самый низкий уровень посещаемости, но во время эксперимента смогли достаточно ходить на занятия для того, чтобы выиграть приз. После завершения программы эти дети также вернулись к своему уровню посещаемости.

Дети с низкой посещаемостью, которые не улучшили свои показатели для того, чтобы получить награду. Другими словами, дети не справились с заданием. В эту категорию попало более 60% детей с начальным низким уровнем посещаемости. И последствия эксперимента для них были ужасные. Они начали посещать занятия в четверть меньше, чем до того, как была введена система вознаграждений.

По словам Вісарії, этот результат был для них не просто неожиданным, но и печальным.
Что же произошло? По мнению Вісарії, этим ученикам программа стимулирования только подчеркнула, настолько плохой является их посещаемость. Таким образом, они, возможно, потеряли даже ту минимальную мотивацию, которую имели раньше, до старта этой программы. Другие результаты исследования подтвердили эту теорию. После того, как программа стимулирования завершилась, дети с более низким уровнем начальной посещаемости стали склонными к тому, чтобы чувствовать себя менее уверенными в собственных умственных способностях, чем раньше.
По словам Вісарії, этот результат был для них не просто неожиданным, но и печальным. Она и ее коллеги-исследователи были готовы к тому, что программа вознаграждений не принесет желаемых результатов, или что любые позитивные эффекты не продлятся долго. Но они даже не предполагали, что это будет иметь столь негативное влияние на детей.

Добавить комментарий

Рейтинг@Mail.ru