Дети и страшные истории

Почему дети любят страшные истории? Почему обожают вампиров и страшных чудовищ? И почему не стоит паниковать, когда ребенок хочет читать книги ужасов? Ответы на эти вопросы попыталась найти Линдси Найт, глава детского отдела австралийской ветви «Random House».

От самого рождения дети любят, когда их пугают, но только при том условии, что доверяют тому, кто их пугает, и могут в любой момент его остановить. Им никогда не надоедают игры в «ку-ку», особенно финальное «Ку-ку!» и они без конца просят поиграть еще. Конечно же, для грудничков эта игра предсказуемая и вполне в их зоне комфорта: тон игры легкий и заканчивается она смехом, а не слезами. Маленькие дети также любят быть съеденными – начиная с пальцев на ногах, и это предчувствие чего-то немного страшного побуждает их играть в эту имитацию канібалістичного ритуала.

…ужас всегда был неотъемлемой частью детской художественной литературы. Посмотрите на Гензель и Гретель. Фантастика учит детей, как выжить в мире.
С взрослением страшные истории играют важную роль в эмоциональном развитии ребенка, помогая ему узнавать и контролировать темные чувства. Истории дают возможность пережить сильные фантазии, почти прожить их, избежав каких-либо последствий. Частично это переживание является таким, потому что ребенок отличает историю от реальности и осознает, что ничего плохого на самом деле не случится. С эмоциональной стороны ужастик подобный развлечения на карнавале – сердце колотится, зрачки расширены, адреналин бьет через край, оставляя по себе хорошее самочувствие. Так ребенок проходит испытания и побеждает, оставшись здоровым и невредимым. Недавно я имела интересный читательский опыт с моим 20-месячным внуком. Мы выбрали книжечку о нестрашних садовых обитателей, как слизняки – они, конечно, скользкие и противные, но не страшные. История так и развивалась, рассказывая о милых созданий, и постепенно выстраивая определенные ожидания, легкая дрожь и напряжение, пока мы добрались до последних страниц. НИЧТО не готовило нас к появлению ОГРОМНОГО черного паука с фетровыми лапами, словно выпрыгнул на нас как только мы перевернули страницу. Я вскрикнула, а мой внук начал плакать, поэтому мы быстро закрыли книжку. И когда мы взялись читать следующего раза, он выбрал книжку с пауком – это было настоящее испытание характера, он имел что-то доказать самому себе – открыл и закрыл последнюю страницу очень быстро, чтобы лишь увидеть, что случится.

Нужно жить на луне, чтобы не заметить, что в самом сердце детской художественной литературы – куча страшных сверхъестественных тем, которые были там в течение многих лет.
Если спросить детей, почему им нравится читать и рассказывать лячні истории, они наверняка скажут, что им нравится, когда их любимые персонажи напуганы и растеряны. И они вероятно не признаются, что тоже хотят быть напуганными. Роль наблюдателя дает им властную позицию. Наблюдения страшного существа или ситуации с безопасного расстояния привлекает их так же, как и возможность остаться целыми и невредимыми.
Нужно жить на луне, чтобы не заметить, что в самом сердце детской художественной литературы – куча страшных сверхъестественных тем, которые были там в течение многих лет. Найповторюванішими мотивами являются призраки, вампиры и скелеты. Серия «Мурашки по коже» (The Goosebumps) Роберта Лоуренса Стайна (с 1992 по 1997 продано более 300 миллионов экземпляров во всем мире, по сюжету серии созданы компьютерные игры и телесериал), «Артемис Фаул» Оуэна Колфера, «Сила пятерых» Энтони Горовица, «Последний вампир» Кристофера Пайка и трилогия «Темные материи» Филиппа Пулмана – все они предлагают страшные альтернативные вселенные, населенные ведьмами, демонами или злыми феями. В 1997 году было опубликовано первую книгу Джоан К. Роулинг из серии о Гарри Поттере. Серии, которая с каждой книгой становилась все мрачнее и страшнее. Дементоры Роулинг стали одними из самых страшных изобретений в современной литературе. Идея, что эти существа могут прийти, высосать все ваши добрые чувства и ввести в депрессии очень пугает. В «Книге кладбища» Нила Ґеймана мальчик по имени Нихт, которого от рождения окружают призраки, оказывается один на один с еще страшнее трехглавой существом. По мнению Нила Ґеймана «…ужас всегда был неотъемлемой частью детской художественной литературы. Посмотрите на Гензель и Гретель. Фантастика учит детей, как выжить в мире». Это правда, что оригинальные сказки Перро, Андерсена и братьев Гримм настолько страшные и ужасные, что их сделали безопасными для детского восприятия: «Красную Шапочку» в оригинале съел волк, а сварливые Попелюшчині сестры отрубили себе пальцы и пятки пытаясь втиснуть ногу в хрустальный башмачок.

Можно утверждать, что страшные сверхъестественные истории с призраками, вампирами и оборотнями выполняют для подростков роль инициации.
Страшные темы современной детской литературы можно рассматривать как продолжение сказочной традиции, модернизированной для современных читателей. Сегодняшние писатели-философы говорят в своих молодых читателей как к равным, а не сюсюкают до них, и используют сказочные метафоры, чтобы помочь детям с их глубинными страхами и желаниями – тревогами, которые касаются не только смерти, но неуверенности, отчуждения, изменений и потери контроля. И вампиры, призраки и ангелы в детской литературе позволяют авторам решить проблемы, которые невозможно сформулировать в какой-либо другой способ.

Поскольку большинство детей боится смерти своих родителей, сказки часто рассказывают о злой мачехе, которая посягает на место матери главного героя, или же начинаются со смерти отца или матери, как «Золушка» и «Белоснежка и семь гномов». Следуя этой традиции, Роальд Дал убивает родителей героя повести «Ведьмы» в автокатастрофе, а в популярных книжных сериях Роулинг и Лемони Сникета родители главных героев умирают еще до начала повествования. Хорошим приемом в написании страшных историй для детей есть отправить юных персонажей из сердца любящего дома до школы-интерната или в другой мир, где они должны заботиться о себе сами, а читатели могут испытать собственные страхи безопасным путем.

Жуткие истории вдохновляют молодых читателей искать и находить собственные истории о сверхъестественном…
Можно утверждать, что страшные сверхъестественные истории с призраками, вампирами и оборотнями выполняют для подростков роль инициации. И вы можете убедиться в этом на примере саги «Сумерки» Стефани Майер, где персонажей постоянно испытывают на мужество, терпеливость, выносливость и стойкость перед лицом зла, убийств и хаоса. Хотя основная цель этих романов – развлечь, они помогают взрослым предостеречь детей от опасных мест или поведения. Вполне возможно, что, работая со страшными историями, можно сделать подростков-читателей психологически и эмоционально более сильными, способными справиться со своими страхами или шоком от катастроф в реальной жизни.

Страшное имеет много форм и не всем из них стоит бояться.
Поэтому справедливо было бы утверждать, что в течение тысяч лет рассказчики очаровывали свою аудиторию рассказами о том, что случилось с их предками, когда они умерли, как можно объяснить непостижимое, необычные события, происходящие в нашей повседневной жизни. Жуткие истории вдохновляют молодых читателей искать и находить собственные истории о сверхъестественном – те важные истории, которые формируют и изменяют их жизни – те, которые они с нетерпением записывают и которыми делятся с другими. Страшное имеет много форм и не всем из них стоит бояться.

Добавить комментарий

Рейтинг@Mail.ru