Наказывать или не наказывать?

Каждый родитель рано или поздно сталкивается с вопросом: наказывать ребенка за проступок или нет?

Взрослым найти ответ на этот вопрос не так просто: наказывая детей родители испытывают чувство вины. Многих мучают вопросы: Можно ли наказывать детей, что в качестве наказания допустимо, а что нет?

Важно помнить, что целью наказания является добиться от ребенка понимания того, что определенные поступки недопустимы с его стороны. Для этого наказание должно соответствовать следующим правилам:

  • Четкое понимание проступка. Необходимо отделать действия ребенка, направленные, например, на привлечение внимания родителей от действительно недопустимых поступков. И только при выявлении именно проступка, должно быть понимание, что за ним последует наказание. Предупреждение. Прежде чем наказывать, сначала необходимо предупреждать. Например, малыш постоянно кидает камень в лужу с целью обрызгать всех вокруг. Сначала ему объясняют, почему такое поведение недопустимо. После второго раза взрослый повторяет просьбу прекратить это и делает предупреждение, что в противном случае последует наказание. Если это не оказало воздействия и ребенок продолжает бросать камень, только тогда родитель выполняет то, о чем предупреждал. Возможность исправится. Малышам нужно давать возможность исправить ситуацию. Например, если он разбросал еду — нужно дать ему веник, чтобы он все собрал. Это не наказание, но очень эффективный метод воздействия, т. к. ребенок может задуматься о том, что он ответственен за свои действия. Возраст для наказания. Есть понимание, что наказывать детей младше 2,5-3 лет бесполезно, поскольку они еще не понимают значений, сказанных им слов и причинно-следственную связь (проступок — предупреждение — проступок — наказание). Для совсем крох более логично использовать интонацию и тактильные ощущения. Например, если малыш тянет руку к розетке, родитель испуганной интонацией должен окликнуть ребенка и отдернуть ручку от опасности.

Итак, ребенок все же совершил проступок, ранее взрослые его предупреждали о возможности наказания, и, несмотря на это, он не изменил свое поведение. Собственно как произвести сам процесс наказания?

Наказание нужно осуществлять своевременно (т. е. следовать по времени тотчас же за проступком, а не через день или неделю), понятным (ребенку нужно объяснить за что его наказывают), соизмеримым степени проступка и возрасту ребенка. И, самое главное, у наказания обязательно должно быть окончание (т.е. то, что его может остановить или прекратить либо сам ребенок, либо родитель по договоренности).

Бить или не бить?

Данный вопрос не найдет единого ответа, возможно, еще долгое время. В идеале физические наказания не нужно применять. Так как они пугают ребенка, дети обижаются на взрослых, а порой могут плохо сказаться и на психике в будущем.

В конце хотелось бы отметить, что даже прибегая к наказаниям, всегда нужно давать ребенку чувствовать, что он любим. Обязательно нужно проговорить проступок и наказание с ребенком, позволив ему сделать анализ ситуации и дав ему почувствовать, что взрослые с ним откровенны.

Наказывать или не наказывать детей

Добавить комментарий

Рейтинг@Mail.ru