Искусство доброты: научите ребенка заботиться о других

Искусство доброты: научите ребенка заботиться о других
Забота – это наша способность распознавать и реагировать на нужды и страдания других людей. Как важная часть нашего внутреннего компаса она включает в себя те способы, с помощью которых мы проявляем сочувствие, соучастие и доброту в жизни.

Человеческая доброта особенно активизируется в период праздников. Это время, что помогает понять, как процесс вручения подарка может повлиять на формирование у детей определенных ценностей, а также дает возможность развить в них доброту – ту добродетель, которая улучшает наше душевное состояние.

Во время каникул родители проявляют к детям много доброты. Мы покупаем подарки, печем специальное угощение и очень усердно работаем, чтобы помочь им почувствовать себя частью их уникальной культуры и вероисповедания.

Или делают нас счастливыми родителями наши добрые поступки по отношению к детям? Конечно, делают.

Действительно, результаты исследований показывают, что наше самоуважение и внутренний комфорт повышаются, когда мы практикуем искусство доброты по отношению к нашим детям, семьи, друзей и общества. Добрые дела дают нам не только удовольствие. Люди, которые добры к окружающим и умеют сочувствовать, чаще всего является гораздо более успешными в жизни (социально и финансово).

Дилемма доброты

И хотя, казалось бы, искусство доброты должно быть достаточно простым и понятным, легким для усвоения, оно гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Мы не делаем детей счастливыми, если просто позволяем им принимать доброту в свой адрес. Но мы сможем вырастить их ощущение счастья, улучшить восприятие самих себя, их внутренний комфорт и самоуважение, уменьшить количество проявлений насилия в их среде и обогатить их дружбу, если начнем учить их самих быть дарителями добра.

Как нам переломить эту тенденцию и создать долговременные навыки доброты?

Научное исследование «Kindness Counts», проведенное университетом Британской Колумбии и Калифорнийским университетом в Риверсайде, показало те преимущества, которые дети получают в случае, если их наглядно обучить того, насколько добрые дела и поступки способны повысить уровень их счастья.

В исследовании приняли участие около 400 школьников в возрасте 9-11 лет. Перед этим измерили уровень их популярности среди сверстников, попросив ответить на вопрос, с кем бы они хотели играть, делать школьные задания и тому подобное. После этого всех разделили на две группы. В течение тридцати дней дети из первой группы должны были делать и записывать по три добрых дела в неделю. Какими именно должны были быть эти поступки и по отношению к кому их надо было делать, дети выбирали самостоятельно. Например, обнять маму, если она расстроена, помочь на кухне или отдать свой обед вторую. Вторая группа учащихся должна была каждую неделю в течение проведения исследования посещать и описывать для себя три новых приятных места, парк это, детская площадка или магазин с игрушками.

Результаты исследования были просто замечательными. Оказалось, что, когда дети совершают акты доброты и обращают свое внимание на приятные места, фактор их счастья повышается.

Но именно те школьники, которые совершали добрые дела, получили дополнительный импульс и преимущества. Исследование показало, что их популярность возросла: за месяц, что прошел, в среднем в них на 50 процентов увеличилось количество друзей (по сравнению с 0,6 процента в группе, которая посещала новые места) – отличное подтверждение того, что «хорошие парни» более социализированы.

Как и другие исследования, данное показало, что проявленная доброта обогащает и приносит огромную пользу самому дарителю. Она улучшает душевное состояние детей и повышает популярность среди сверстников.

Более того, когда дети учатся быть заботливыми и добрыми, они начинают развиваться более стремительно. Такие дети, когда становятся подростками, проявляют в поведении больше положительных качеств и меньше агрессии. К тому же, счастливые дети чаще демонстрируют более высокую академическую успеваемость. Проявление доброты формирует в них самоуважение и улучшает взгляд на жизнь.

Обучение детей искусству доброты

Применять принцип описанного выше исследования дома или в школе – совсем не сложно. Цель состоит в том, чтобы помочь детям более детально ознакомиться со всем, что связано с осуществлением добрых дел, а также с чувством внутренней благодарности, которое возникает во время опыта познания добрых поступков.

Выполнение следующих четырех шагов поможет детям быть истинными дарителями добра.

1. Поймите важность доброты

Узнайте о преимуществах от осуществления детьми и взрослыми добрых поступков, о том, как добрые дела отражаются на личности ребенка и состоянии его души. Ознакомьтесь с разнообразными советами и примерами актов доброты на различных тематических сайтах. Составьте ориентировочный список возможных добрых поступков и практикуйте с ребенком спонтанные проявления доброты.

2. Создайте «дневник доброты»

Всей семьей ежедневно записывайте одно доброе дело или что-нибудь приятное, что произошло за день. Вы можете назвать это «Дневником доброты» или «Дневником счастья». Добрые дела и поступки, которые вы будете вносить в этот «летопись», могут быть совершенно простыми и незатейливыми: помочь на кухне, пропустить кого-нибудь вперед, позаботиться о животном, изменить свои планы ради друга, обнять кого-то, чтобы ему стало легче на душе, и тому подобное. Можно также записывать впечатления от посещения мест, в которых вам хорошо и уютно, например, в любимом парке. Также можно записывать то, как вы всей семьей посетили бабушку и дедушку, и многое другое.

3. Найдите время, чтобы обменяться опытом

Создайте семейную традицию, например, раз в неделю выделите специальное время, чтобы собраться вместе за одним столом и рассказать друг другу о том хорошем и хорошо, что с вами произошло за это время. Делайте это настолько искренне, чтобы каждый член семьи и особенно ребенок смогли научиться друг у друга добро, а ваш ребенок поняла и почувствовала те типы переживаний, что приносит в нашу жизнь благодарность. Такой обмен побуждает к саморефлексии и помогает донести смысл наших поступков.

4. Практика, практика и практика

Сначала это может выглядеть как-то не очень органично, но как только доброта войдет у детей в привычку, всем вам станет легко и приятно время от времени обмениваться чем-то хорошим из своей жизни. И, конечно, именно праздники предоставляют нам для этого большие возможности, а также возможность поговорить о доброте и заботе. Помните: усиление навыки делать добро приходит с опытом, в результате практики, поставленной на регулярную основу.

Добавить комментарий

Рейтинг@Mail.ru