Ошибки педагогов

Ошибки педагогов

Это может показаться странным, но педагог, успешно справляющийся с обучением и воспитанием детей на работе, может допускать серьёзные ошибки при воспитании своих собственных детей.

Ошибки педагога — это несоблюдения им правил своей профессии. Он может переносить личные проблемы на отношения с учениками, выставлять несоответствующие качеству их работы оценки и терять чувство дистанции между ними и собой.
Одним из главных «корней зла» в этой ситуации является то, что учитель забывает о разнице ролей такого воспитателя, каким является родитель в семье, и профессионального воспитателя на работе. Родитель должен быть близок ребёнку и давать ему осознавать себя единым целым с ним и всей семьёй. Педагог же, наоборот, должен поддерживать дистанцию между собой и своим воспитанником, сохранять чувство некоторой отстранённости. В итоге, в воспитателе борются две разные точки зрения и два подхода. Но как бы это ни было сложно, надо научиться быть перед своими детьми просто мамой или папой, временно забывая о своей работе.

Педагогика, как наука, учит воспитывать чужих детей в учебном коллективе, в специальном учреждении, по чётким стандартам и строгим правилам. Не стоит ожидать, что законы этой науки окажутся полностью применимы к собственным детям в семье. Они годятся только для образовательных учреждений, с их специально созданными планами и стандартами.

Семья же устроена радикально иначе. В ней нельзя применить образовательный стандарт. Ребёнок может прогулять урок, но ему некуда уходить из родительского дома, чтобы отдохнуть и восстановить силы.

Педагогика семьи другая — она основана на общении, внимании к психологическому комфорту ребёнка и эмоциональной близости.

Пытаться применять средства и методы школьной педагогики — распространённая ошибка. Они созданы только для использования в пределах школы, только в них есть подходящие для них условия: дисциплина, чёткое расписание, коллектив, авторитет учителя. Семейное же воспитание должно опираться на любовь и доверие. Ребёнок полностью доверяет своему родителю, который верит в него и любит безусловной любовью.

Родитель-педагог должен поддерживать близость со своим ребёнком, защищать его и быть другом для него.

Часто причиной проблем является эмоциональная перегрузка. Обычный современный учитель — не супермен, он не сделан из стали, профессиональный стресс оказывает на него такое же действие, как и на любого другого человека. Педагогу приходится постоянно пытаться соответствовать ожиданиям общества и требованиям государства. Для выполнения своей работы ему надо быть самоотверженным, проявлять сочувствие и понимание, уметь быть как строгим, так и снисходительным. Приходится поддерживать большое количество социальных контактов и постоянно имидж нравственного и усердно работающего человека. И далеко не все люди, постоянно несущие такую ответственность, могут находить в себе столько же сил, когда дело доходит до их собственной семьи. Приходя домой восстановить силы и расслабиться, учитель нередко относится к своим детям попустительски, махнув рукой на их проблемы и беды. Отдав всего себя чужим детям, ему становится не до своих.

Следует избегать и другой крайности. Многие учители, вместо попустительства, наоборот, ждут от своих детей совершенства в учёбе и других сферах саморазвития. Они предъявляют к ним непомерно высокие требования, сравнивают успехи своих детей с успехами других, держат их в атмосфере постоянного соревнования. Результатом такого воспитания становится постоянная невозможность расслабиться из-за тревог о своих неудачах и невозможности соответствовать требованиям родителей, одиночество из-за того, что компания друзей кажется родителям неподходящей, наконец, нервные срывы

Подводя итоги, можно указать следующие причины неудач педагогов при воспитании собственных детей:
Отсутствия чувства разницы между ролями «естественного воспитателя» в семье и «профессионального» на работе
Перенос школьного подхода к воспитанию на семейную жизнь
Использование методов массового воспитания вместо опоры на любовь и доверие, необходимые для семейных отношений
Пренебрежение делами детей из-за чрезмерной самоотдачи на работе
Перфекционизм родителя, становящийся тяжёлой нагрузкой для ребёнка

Добавить комментарий

Рейтинг@Mail.ru