Позвольте дошкольникам самим решать, делиться с другими или нет. Результаты научных исследований

Не возникает сомнений, что соответствующим воспитанием можно заставить детей делиться с окружающими. Однако недавнее исследование показало, что дети дошкольного возраста при этом не испытывают тех положительных эмоций, которые получают, когда имеют возможность делиться по собственной воле.

Результаты исследования, опубликованные в майском выпуске научного журнала Frontiers in Psychology, показали, что участники из Китая в возрасте от 3 и до 5 лет чувствовали себя значительно счастливее, когда имели возможность по собственной воле поделиться наградой с другим ребенком, чем тогда, когда решали оставить всю награду себе. Это доказывает, что когда решение поделиться является добровольным и альтруистическим, оно приносит детям более положительные эмоции и стимулирует продолжать делиться с другими. Когда же дети вынуждены делиться, потому что так требуют социальные нормы, они склонны следовать этим требованиям, делятся больше, однако, не испытывают при этом счастье.

Эксперимент
Доцент кафедры психологии Университета Цинхуа в Пекине и куратор исследования Зхен Ву утверждает, что нельзя заставлять маленьких детей делиться чем-то и ожидать при этом, что они хорошо при этом себя чувствовать.

Для проведения исследования ученые в детских садах Пекина отняли 51 ребенка в возрасте 3 года и 88 участников в возрасте 5 лет. Половину дошкольников поместили в условия, когда им надо было поделиться по собственной воле; в то время как ко второй группе применили психологическое давление.

Всем участникам исследования дали по шесть наклеек в качестве вознаграждения за завершение наполовину сложенного пазла. Тогда каждого из них попросили поделиться наградой с другим ребенком, которой не было в это время в комнате, однако, которая составила первую часть пазла за день до того.

Одной группе участников сказали, что наклейки принадлежали им в той же степени, что и другому ребенку, которая начала складывать пазл, поскольку они оба выполнили одинаковую часть задачи. Другой группе было сказано, что наклейки принадлежат им, ведь они закончили складывать пазл. Однако этим детям также предложили возможность поделиться с ребенком, которая составляла другой пазл за день до того но не получила вознаграждение, поскольку ведущий забыл принести наклейки.

Каждому участнику выдали два конверта: один для них, второй для другого ребенка. Исследуемый мог сам решить, как распределить наклейки между конвертами. Ход исследования и реакция ребенка фиксировались на камеру для последующей расшифровки мимики участников до, в процессе и после разложения наклеек в конверты.

Результаты
Исследование показало, что на склонность делиться влияет возраст участников. Тридцать три процента 3-летних деток отдали часть наклеек добровольно и вдвое больше, а именно 63%, отдали их под психологическим давлением. 5-летние участники проявили большее желание делиться с другими. Около 68% из них отдали наклейки по собственной воле и 87% сделали это, когда их заставили. Что также интересно, 5-летние участники, которые делали это по собственной воле, отдали большее количество наклеек. Что же касается 3-летних, обе группы отдали одинаковое количество.

Авторы исследования сделали вывод, что старшие дети более склонны следовать социальным нормам в ситуациях, которые предусматривают необходимость делиться в зависимости от заслуг, то есть от того, какой вклад вносит каждый участник в выполнении задания.

Ученые также отметили, что лица детей независимо от возраста отражали больше положительных эмоций, когда они по собственной воле составляли наклейки в конверт для другого ребенка, чем когда они складывали их в собственный конверт. Другими словами, делясь по собственной воле, дети демонстрировали больше счастья, чем те, что были вынуждены делиться; а также больше, чем когда оставляли часть наклеек в качестве вознаграждения для себя.

Выводы
Детское понимание необходимости разделения вознаграждения в зависимости от вклада в выполнение задачи возрастает с возрастом, однако, на это влияют и другие факторы. Старшие дети лучше понимают состояние окружающих: их эмоции, потребности, желания и стремления, что также влияет на решение поделиться. Способность к эмпатии и состраданию, уровень социализации и чувство справедливости – все это влияет на решение ребенка делиться с другими.

Одним из факторов, которые не были учтены при проведении исследования, является то, насколько влияет отсутствие в комнате гипотетического участника, составил другую часть пазла, на поведение и решения ребенка.

Еще один фактор – культурные различия. В Китае социальным отношениям и их гармонии уделяется особое внимание. Детей с детства учат, что необходимо делиться и выполнять просьбы старших. Соответственно, дети в Китае привыкают следовать социальным нормам, и это не очень сказывается на их эмоциональном состоянии, утверждает Зхен. Однако, опираясь на имеющиеся данные, она считает, что дети проявляют примерно одинаковую склонность делиться, независимо от культуры, в которой выросли.

Добавить комментарий

Рейтинг@Mail.ru