За руку с родителями, или Первые шаги в Интернете

Когда разрабатываешь мобильные игры для детей, рано или поздно сталкиваешься с неудобными вопросами: «Вы уверены, что делаете доброе дело? Не думаете, что это может быть вредно для детей? Планшет дошкольникам — стоит ли?». При этом кто-то уже имеет собственный ответ (Конечно, что вредно, куда только этот мир катится…), кто-то искренне интересуется, потому что пытается разобраться (Покупать или не покупать? Использовать ли, от беды подальше, еще подождать?…), а кто-то ожидает четкие инструкции и рекомендации экспертов (Чтобы дети себе тихонько играли, но и чтобы вреда от того не было…).

Чтобы иметь готовые ответы, приходится всерьез интересоваться темой. Много читать, подписываться на блоги и онлайн курсы, опрашивать знакомых, готовить доклады, аккумулировать длинные списки аргументов «за» и «против». Чтобы в конечном итоге, выслушав много точек зрения, пропустив через себя тонну информации, убедиться, что …простых ответов на эти вопросы — НЕТ.

Я люблю шутить, что существует единственный универсальный ответ на все сложные жизненные дилеммы. Быть или не быть? Все зависит… и далее – длинный список вещей, которые могут стать решающими. Обернуть вред в пользу или, наоборот, свести всю пользу на нет. На самом деле, каждое неудобный вопрос от родителей разработчикам можно обезоружить такой же неудобной ответом: «Все зависит в значительной степени от ВАС».

…излишне защищая детей от рисков и опасностей, мы автоматически закрываем двери многих возможностей, которые они могли бы использовать.
Планшеты – дошкольникам? Смартфоны – школьникам? Неограниченный интернет – подросткам? Почему мы много времени проводим в родительских «холіварах» между теми, кто «за», и теми, кто категорически «против», но совсем не думаем о том, ЧТО ЕЩЕ можем сделать мы, родители, кроме того, как принять решение разрешить или запретить (читай: «разрешить, но позже») детям пользоваться благами цифровой эры?

Мне очень понравилась доклад Сони Ливингстоун, профессора из Англии, которая исследует современные медиа и их влияние на подростков и молодежь. В ней Соня не дает простых ответов, а на примере конкретных фактов, статистики, опросов, показывает, что риски и положительные возможности цифровых технологий всегда идут бок-о-бок. Если мы хотим, чтобы ребенок получил все современные инструменты для развития, то должны быть готовыми справляться с определенными рисками, опасностями, которые возникнут в результате этого. И наоборот, чрезмерно защищая детей от рисков и опасностей, мы автоматически закрываем двери многих возможностей, которые они могли бы использовать.

…если бы мы сами активнее учились новому, ища и создавая полезные ресурсы для развития, то меньше было бы нужды в искусственных ограничениях «родительского контроля».
Дальше больше. Пусть, я говорю: «Да, я хочу дать своим дочерям доступ до всех самых современных инструментов для обучения, развития, творчества, общения. Да, я осознаю все риски и учить девушек, как вести себя с сомнительным контентом, как не попасть впросак и что делать, если все таки попали». Это смелое мамино решение, и его мало… Обещанные преимущества и возможности не «свалятся с неба» просто так, только дети включат планшет или подключатся к глобальной сети. Дальше маме надо надеть майку «Интернет-советчицы» и помочь своим детям НАЙТИ и ОСВОИТЬ все те сверхсовременные инструменты, о которые идет речь.

Госпожа Ливингстон ставит вопрос ребром:

Могли бы вы, я обращаюсь и к родителям, и к учителям, назвать мне 10 самых лучших Интернет ресурсов, которые бы вы посоветовали детям? Интересно, сколько из вас смогли бы ответить сразу. Пожалуй, всем удалось бы припомнить какие-нибудь хорошие книги, либо передачи или фильмы, но как насчет 10 замечательных веб-сайтов, приложений или же обучающих игр для детей?

И продолжает, что если бы мы, взрослые, знали больше таких мест в Интернете, если бы поощряли детей уверенно исследовать эти онлайн-миры и возможности, если бы мы сами активнее учились новому, ища и создавая полезные ресурсы для развития, то меньше было бы нужды в искусственных ограничениях «родительского контроля», ведь дети были бы заняты действительно увлекательными вещами… Большинство людей не поднимается выше первых трех уровней – чтение, распространение и обсуждение информации. На самом же деле, настоящая магия, быстрое развитие и наилучшее усвоение нового происходят сверху – когда человек самостоятельно создает что-то свое. Пишет, рисует, сочиняет музыку, снимает видео, создает собственную игру и тому подобное. Еще дальше – координирует других людей, инициирует свои проекты, поощряет к созданию кого-то еще.

Наша цель – если не затянуть своего ребенка наверх этой пирамиды любой ценой, то по крайней мере показать детям, которые (действительно уникальные!) возможности сейчас существуют. А они уже найдут свое. И, конечно, очень быстро превзойдут своих «Интернет-советчиков», ведь чувствовать себя в этом цифровом мире, как рыбы в воде…

Наша цель – если не затянуть своего ребенка наверх этой пирамиды любой ценой, то по крайней мере показать детям, которые (действительно уникальные!) возможности сейчас существуют.
Но вернемся к вопросу Сони Ливингстоун, которое не отпускает меня уже несколько месяцев. Кстати, я, так же, как и вы, не сразу нашлась, что на него ответить. Сначала обрадовалась, потому что могу легко вспомнить десяток детских развивающих игр для самых маленьких пользователей планшетов. И одновременно осознала, что не имею ни малейшего представления, какие полезности предложить своим детям уже через несколько лет, когда они пойдут в школу, не говоря уже о ресурсах для подростков.

Конечно, на него пригодится универсальный ответ: «Все зависит…». Топ 10 сайтов для детей какого возраста? Для тех, кто интересуется наукой? Или природой? Или музыкой? Кто хочет рисовать? Или узнать больше о разных культурах? Кто ищет инструменты общения? Или способы творческого самовыражения? Кто интересуется литературой? Хочет увидеть все чудеса этого мира? Кто любит играть ролевые игры? Стремится делать собственные изобретения? Просто быть в курсе новостей?… Этот список можно продолжать бесконечно. Уважаемые порталы для родителей имеют целые каталоги с подборками ссылок на любую тему. Да и Google всегда готов помочь, главное, знать, что у него спрашивать.

Надо не жалеть своего времени, чтобы быть с детьми рядом.
Я же просто скажу, что надо не жалеть своего времени, чтобы быть с детьми рядом. Не только, когда они делают первые робкие шаги по земле, как моя младшая дочка. Но и когда делают первые шаги онлайн, как моя старшая, которая в свои четыре, бывает, предлагает «погуглить» вопрос, на который мама не знает ответа. Оставаться последовательными в своих решениях. Если уж решили быть «прогрессивными родителями», то работать над тем, чтобы в любой момент времени иметь свою версию ответа на вопрос о ТОП-10 – всего самого интересного, самого полезного и самого актуального – именно для ваших детей, именно сейчас.

Добавить комментарий

Рейтинг@Mail.ru